Правдивая история Украины, помощь беженцам и многое другое в новом проекте Медиахолдинга 100%

Выживет ли "мирный договор" под артобстрелами?

Повторяя фразу: «украинский конфликт не имеет военного решения», Барак Обама и Ангела Меркель вынудили украинское правительство заключить 12-шаговое мирное соглашение. Теперь западные дипломаты внушают мысль, что условия этой сделки необходимо выполнять даже под артобстрелом.
Украину вынудят соблюсти перемирие
Экс-президент Украины Леонид Кучма, самопровозглашенный «премьер-министр» «ДНР» Александр Захарченко, представитель действующего председателя ОБСЕ по вопросам урегулирования ситуации в Украине Хайди Тальявини, посол РФ в Украине Михаил Зурабов и представитель группировки «ЛНР» Игорь Плотницкий во время встречи трехсторонней контактной группы по урегулированию конфликта в Украине в Минске (Беларусь)
Фото УНИАН
«Нынешний договор о прекращении огня имеет лучшие шансы на успех, поскольку в нем учтены предложения, сделанные обеими сторонами – Петром Порошенко в июне и Владимиром Путиным неделю назад. Это создает надежду, что соглашение серьезное», – заявила вчера посол Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) Хайди Тальявини, сыгравшая главную роль в заключении договора о перемирии на Донбассе.
Тот факт, что после взятия обязательств всеми сторонами конфликта прекратить огонь артобстрелы украинской территории не прекратились, европейский дипломат объяснила тем, что убедить пророссийских сепаратистов сложить оружие – непростая задача. «Сложность в том, что там воюет множество различных группировок, и не все они признают единых вышестоящих командиров», – отметила госпожа Тальявини.
Предположение об отсутствии четкой вертикали власти в самопровозглашенных «республиках» в беседе с Forbes высказал и Дмитрий Тымчук, руководитель центра военно-политического сопротивления. По его словам, руководители «ДНР» и «ЛНР», которые подписывали протокол, просто не контролируют ситуацию на территории, на которой они объявили свою власть.
Вместе с тем причиной несоблюдения перемирия со стороны ополченцев может быть и то, что подписание протокола было просто прикрытием для дальнейших открытых действий. «И первый, и второй варианты, как по мне, исключают возможность мирного диалога в политическом формате», – подчеркивает Тымчук.
Директор Центра общественных отношений Евгений Магда придерживается несколько иной точки зрения: «Рафинированного перемирия нет, продолжаются обстрелы. Но необходимо понимать, что перемирие – это не только военный, но и политический процесс».
По его мнению, все зависит от дальнейшей реакции стран, и того, насколько они готовы реально воспринимать нынешнюю ситуацию. «Как мне кажется, сегодня это перемирие более выгодно Украине, чем «ДНР» и «ЛНР». Я говорю «ДНР» и «ЛНР», потому что Россия не признает себя стороной конфликта ни в каком виде», – сказал Магда в комментарии Forbes.
Напомним, что соглашение о прекращении с 18.00 пятницы огня на Донбассе было подписано в тот же день, 5 сентября, в Минске. Помимо Хайди Тальявини, под документом свои подписи поставили: второй президент Украины Леонид Кучма, посол России в Украине Михаил Зурабов, лидер «ДНР» Александр Захарченко и глава «ЛНР» Игорь Плотницкий.
Западные СМИ считают, что условия заключенного договора позволяют всем участникам конфликта разойтись, сохранив достоинство.
«Составленное мирное соглашение дает востоку Украины «специальный статус», что существенно увеличит автономию региона. Это можно считать успехом. Путину это дает возможность объявить у себя дома о достижении результата, за который стоило бороться. Отказавшись ото всех притязаний на Украину, что подразумевается условиями мирного соглашения, Путин рискует потерять поддержку в своей стране. Но аналогичные потери он рискует понести, если возрастет число убитых россиян. Безусловно, Путин понимает это. Россияне могут так же быстро настроиться против него, как они сплотились вокруг него после захвата Крыма», – описывает ситуацию авторитетная британская газета The Guardian.
12 шагов минского протокола
Скан подписанного в Минске договора вчера был опубликован на сайте ОБСЕ. Подписав этот документ, все стороны конфликта на Донбассе обязались выполнить 12 шагов.
- Немедленно прекратить применять оружие.
- Немедленно освободить всех заложников.
- Децентрализовать власть в Украине, в том числе путем принятия закона Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей».
- Обеспечить проведение на Донбассе досрочных выборов в местные власти.
- Предоставить ОБСЕ возможность контроля над режимом неприменения оружия.
- Предоставить ОБСЕ возможность постоянного слежения за украинско-российской государственной границей.
- Амнистировать боевиков, приняв закон о недопущении преследования и наказания лиц в связи с событиями, произошедшими в отдельных районах Донецкой и Луганской областей.
- Продолжить инклюзивный общенациональный диалог.
- Заняться улучшением гуманитарной ситуации на Донбассе.
- Принять программу экономического возрождения Донбасса и восстановления жизнедеятельности региона.
- Вывести незаконные вооруженные формирования, военную технику, а также боевиков и наемников с территории Украины.
- Предоставить гарантии личной безопасности участникам переговорного процесса.
Запад винит всех
Спустя пять месяцев после начала вооруженного конфликта на Донбассе международная правозащитная организация Amnesty International выпустила доклад, разъясняющий сложившуюся ситуацию. Запоздалые трактовки событий были опубликованы в аккурат после подписания минского мирного соглашения, но перед публикацией соответствующего документа на сайте ОБСЕ.
Это совпадение наводит на мысль, что разъяснения появились для западных СМИ, чтобы облегчить и направить в нужное русло процесс написания новостей об итогах заключенного перемирия на Донбассе.
Согласно выводам Amnesty International, в военных преступлениях на востоке Украины виновны все стороны конфликта: и ополченцы, и Россия, и украинские войска. По утверждению генерального секретаря организации Салила Шетти, все три силы «демонстрируют пренебрежение жизнями мирного населения и неприкрыто нарушают свои международные обязательства».
Amnesty International подтвердила, что Россия напрямую вмешалась в конфликт и поставляет ополченцам боеприпасы. Украинские батальоны и ополченческие группировки, как утверждает организация, совершали такие военные преступления, как похищения людей, пытки пленных и неизбирательные обстрелы жилых домов.
По мнению Евгения Магды, дальнейшее урегулирование ситуации невозможно без посредников. Однако выбрать человека или государство, которое бы успешно справилось с этой миссией, сейчас затруднительно. «К сожалению, такого посредника я пока не вижу. Россия им быть не может, ЕС и США будут отвергнуты «ДНР» и «ЛНР», а способности ОБСЕ в обеспечении урегулирования я оцениваю весьма скептически», – перечисляет он.
Эксперт при этом подчеркивает, что при всей положительной оценке самого факта перемирия ожидать дальнейшей позитивной динамики в ближайшем будущем было бы легкомысленно. «Видимо, пока она невозможна, поскольку сам формат противостояния, и то, что называется «гибридной войной», оказался неожиданным для Украины и всего мира», – считает Магда.
С особым смаком зарубежные СМИ описывают то, как страны Запада поставили в неловкое положение представителя украинского президента отрицанием своих намерений поставить Украине летальное оружие.
«По-видимому, ища луч света для Киева, Юрий Луценко (один из советников президента Украины) сообщил, что на прошлой неделе во время саммита НАТО Петр Порошенко договорился с пятью западными странами – США, Польшей, Италией, Норвегией и Францией – о получении оружия, экипировки или военных советников. Однако официальные представители как минимум четырех этих стран опровергли это», – пишет американская газета The Washington Рost.
Американский политический обозреватель, лауреат Пулитцеровской премии Чарльз Краутхаммер в статье с заголовком «Украина покинута Обамой и Западной Европой» называет «непостижимой и ошеломляющей пассивностью» отказ Барака Обамы поставить Украине даже такое оборонительное вооружение, как противотанковые и зенитные снаряды, в то время когда над страной дамокловым мечом висит угроза вторжения.
Это тем более тревожное положение вещей, поскольку сейчас в украинском обществе существует две взаимоисключающие тенденции. «С одной стороны, подъем национального самосознания, который, безусловно, связан с подъемом патриотизма, и многие говорят, что будем только побеждать и гнать террористов с территории Украины. С другой – после поражения под Иловайском появился запрос на скорейший мир», – поясняет Евгений Магда, добавляя, что в подобной ситуации могут выиграть только популисты, предлагая какие-то быстрые решения. «Но ситуация настолько сложная, что невозможно ожидать, что решение может быть принято здесь и сейчас. Такой возможности я не вижу», – резюмировал эксперт.

Global Women Business Forum "EuroWoman 2022"

Global Women Business Forum "EuroWoman 2022"
Turkey 2022 Istandul | 30th of June - 4th on July

Популярные публикации за 7 дней

Популярные публикации за последний год